Атомный ледокол «50 лет Победы». Добро пожаловать на борт
Я хочу предложить вам небольшую, но действительно интересную, фотоэкскурсию по атомному ледоколу «50 лет Победы». На сегодняшний день – это самый крупный и мощный из всех существующих и существовавших когда-либо ледоколов.
Собирая материал для этого поста, я несколько раз натыкался на возмущенные комментарии читателей, которые не могут понять, для чего нужно строить такие суда, вкладывать огромные деньги в проектирование, строительство и последующую эксплуатацию. Да, атомный ледокол – это дорогое удовольствие. Настолько дорогое и плохо окупающееся, что на сегодняшний день нет ни одного частного атомного ледокола.
Однако, по моему мнению, окупаемость атомного ледокола – это скорее категория политическая, чем экономическая. Чуть ниже я вернусь к вопросу окупаемости и расскажу, почему я считаю, что на день сегодняшний окупаемость дорого атомного ледокола больше зависит от политики, чем от экономики.
Для чего нужны атомные ледоколы России
Я так полагаю, что на этот вопрос вы можете ответить и без моей помощи. Это и освоение огромных природных запасов Арктики, и научная деятельность, и безопасность страны. А ещё России принадлежит такая лакомая штучка, как Северный морской путь.
Несколько десятилетий назад Северный морской путь был больше грандиозным и хорошо политизированным советским проектом – героический советский народ покоряет льды Арктики. Было, безусловно, у Северного морского пути и «большое народнохозяйственное значение». Я не буду сейчас углубляться в историю и вспоминать, о чём кричали с трибун, и о чем скромно умалчивали. Давайте вернёмся в прекрасное сегодня.
А сегодня Северный морской путь – это самый дешевый, короткий и… безопасный способ доставки грузов из Европы в Азию. Да, безопасный. В мире ежегодно гибнет более 700 судов, а за всё время эксплуатации Северного морского пути (это начиная с печально известного парохода «Челюскин»), погибло целых 8 судов и не погибло ни одного человека. Последний «нехороший случай» был в 1983 году с сухогрузом «Нина Сагайдак». И что важно? Пока судно тонуло, экипаж сошел на лед и был эвакуирован вертолетом.
Путь из Европы в Азию через морской Русский Север – это 7 200 миль и всего 15 суток «в дороге». Половина пути (от пролива Карские ворота до бухты Провидения) – это уже Севморпуть, т.е. мореплавание во льдах. На день сегодняшний существует две рабочих концепции такого мореплавания:
- ледокольная;
- безледокольная. Это когда само судно выполняет функции ледокола.
Безледокольная концепция требует тяжелых и мощных судов. Вы помните, я вам рассказывал про мили пути? Половина пути во льдах, а дальше – чистая вода. Вот тут и возникают проблемы с избыточной мощностью и «запасным» весом – на чистой воде у таких судов очень высокие эксплуатационные расходы, которые просто «съедают» всю экономическую выгоду полярного плавания.
Есть ещё одно «но» — для дизельного судна-ледокола в условиях полярного перехода требуется 50-100 тонн топлива в сутки. Умножаем на 15 дней. Получается, нужен ледокол-танкер.
Потому в России и строят атомные ледоколы. В сухом остатке – это умнее, поскольку дешевле в эксплуатации.
Нужно сказать, что в ледоколостроении Россия уже более века занимает лидирующие позиции. Вспомним легендарный ледокол «Красин» (построен в 1913 году), который и сейчас ещё на ходу. Нет, его давно не эксплуатируют. Сейчас это ледокол-музей. Но в абсолютно рабочем состоянии.
И первый в мире атомный ледокол «Ленин» — он тоже наш. Впрочем, как и все последующие атомные ледоколы. Может мы и отстаем в мировом рейтинге по количеству танкеров или рыболовецких сейнеров. По ледоколам мы – первые. И с большим отрывом от ближайшего конкурента Норвегии. Сегодня в России ледоколов больше, чем во всем остальном мире.
И сегодня я хочу рассказать вам о флагмане атомного ледокольного флота России – ледоколе «50 лет Победы».
Через год у России будет другой флагман – уже спущена на воду «Арктика», которая в 2017 году войдет в состав ледокольного флота. Сейчас поговаривают о «следующем» проекте – это будет просто супер-ледокол, который сможет проводить через арктические льды океанские супер-танкеры и супер-контейнеровозы (для таких судов нужен коридор шириной 42-45 метров). Это будет завтра.
А сегодня давайте вернемся на борт ледокола «50 лет победы», пройдем на капитанский мостик, спустимся в каюты персонала и посетим машинные залы.
На борту атомного ледокола «50 лет Победы»
В 1989 году был заложен атомоход «Урал». Планировалось, что через -2-3 года (именно столько времени обычно уходило на создание атомного ледокола в СССР) судно будет передано флоту. Только 29 декабря 1993 года «Урал» был спущен на воду. Спущен на воду – это не готов к эксплуатации. Это готов, примерно, на половину. Вот в таком «половинном» состоянии и простоял ледокол почти два года. А в 1995 году было принято решение переименовать судно в «50 лет Победы». Переименовать то, переименовали, вот только делу это не помогло.
Восемь лет судно стояло у стенки, несколько раз чудом избежало утилизации, пока в 2003 году не было принято решение (на самом высоком уровне) – ледоколу быть. В феврале 2007 года завершились швартовые испытания и судно вышло в Балтийское море на ходовые испытания, которые успешно завершились 17 февраля.
А уже 11 апреля 2007 года началась настоящая арктическая жизнь атомного ледокола «50 лет Победы», который был приписан к порту Мурманск.
Ледокол «50 лет Победы» — это мощно модернизированный проект второй серии атомных ледоколов серии «Арктика». На этом ледоколе впервые применена ложкообразная форма носовой оконечности, применен модернизированный комплекс средств биологической защиты атомной энергетической установки, имеется целый экологический отсек, который предназначен для утилизации абсолютно всех продуктов жизнедеятельности судна и экипажа – за борт попадает только чистая вода.
На мостке.
Обратите внимание – в центре «торчит» такой железный «руль». Это и есть штурвал. Вообще, в походе судном непосредственно управляют три человека: рулевой, старший вахты и вахтенный помощник. Длительность вахты – 4 часа.
Перевод винтов из состояния «Полный вперед» до «Полный назад» происходит всего за 11 секунд. Ледокол может рубить лед как носовой частью, так и кормой. Иногда льды рубят винтами. Есть и ещё одна интересная «особенность»: на судне имеются балластные отсеки, в которые можно закачивать воду и быстро перекачивать водяной балласт с носа на корму и обратно. Т.е., если судно, вдруг, застрянет во льдах, то его можно «раскачать» и освободить из ледяного плена.
Есть на судне своя опреснительная установка, собственная мастерская с полным набором станков, которые позволяют в условиях похода изготовить практически любую запчасть, фитнес-зал, небольшой плавательный бассейн и даже волейбольная площадка.
Вот и закончилась наша фотоэкскурсия по атомному ледоколу «50 лет Победы». Я надеюсь, что вам было интересно.
А ещё — два фильма. Один, правда, на английском языке, но и без знания языка — очень интересно.