Ил 114. Деревенский самолет для всей России

самолет Ил 114 фото - 01

Правительством России в Госдуму внесен законопроект о поправках в бюджет, который предполагает выделение денежных средств на доработку и модернизацию самолета Ил 114. Это решение просто взорвало интернет – зачем России это старье? Давайте попробуем разобраться – зачем?

История Ил 114

Действительно, Ил 114 встал на крыло (точнее, только попытался подняться в небо) ещё в начале девяностых годов прошлого века. В те времена в небе СССР работали проверенные Ан 24, которые уже не соответствовали требованиям времени и по техническим характеристикам, и по экономичности, и по уровню комфорта. Мне на Ан 24 приходилось летать не один раз и я полностью согласен со специалистами – что-то нужно было как-то менять. 3-4 часа полета на Ан 24 – это если и не подвиг, но что-то героическое в таком покорении пространства было.

Предсерийный Ил 114 совершил первый полет 7 августа 1992 года. Полет прошёл успешно и был сформирован заказ на первые пять машин. А в августе 1992 года случилась катастрофа, и с деньгами в стране стало совсем, а скоро и страны не стало.

Конструкторское бюро на свой страх и риск разрабатывало модификации: появился транспортник, разработали экспортный вариант машины и даже построили 10 машин Ил 114-100 (из них семь и до настоящего времени работают в небе Узбекистана).

самолет Ил 114 фото - 02

И вот случилось чудо – проект решил поддержать лично президент Путин. Проект предполагает организацию серийного производства самолета на заводе «Сокол» в Нижем Новгороде.  Зачем президент это сделал? Зачем России эта устаревшая машина? Или она не такая уж устаревшая?

Летно-технические характеристики Ил 114

самолет Ил 114 фото - 03

Прежде чем вешать на самолет ярлык «устаревший» нужно разобраться с его характеристиками и понять:

  • можно ли назвать самолет устаревшим для мирового авиационного рынка?
  • устарели ли машина для внутреннего рынка?

Сегодня мы будем говорить о  Ил 114-300 – это самый свежий вариант пассажирского самолета, который изготовлен полностью из российских агрегатов и материалов.

Ил 114-300 – это моноплан с низкорасположенным крылом и хвостовым оперением стреловидной формы, оснащённый двигателями большой экономичности ТВ7-117СМ с винтом, обладающим низким уровнем шума.

Самолет может выполнять взлет и посадку на взлетно-посадочные полосы длинной не более 1600 метров. При этом полоса может быть бетонной, а может быть и с грунтовым покрытием!!! Да, мы живем в 21 веке, но для России и сегодня актуален взлет с грунта и не только из-за внутренней необустроенности – заявлены большие планы на возведение новых заводов, на освоение Арктики и т.д.

Самолет оборудован встроенными трапами.

В пассажирском салоне с достаточной долей комфорта можно разместить 64 пассажира – два ряда сдвоенных кресел, есть два ёмких багажных отделения, туалет (естественно) и кухня.

Навигационный комплекс серийного  пассажирского самолета позволяет летать в сложных метеоусловиях по категории II ИКАО.

самолет Ил 114 фото - 04

Длина самолета – 26,88 м

Высота – 9,32 м

Размах крыла – 30 м

Площадь крыла – 81,9 м2

Вес пустого самолета – 15 т

Вес взлётный максимальный – 23,5 т

Вес максимальный посадочный – 23,5 т

Двигатели – 2 х ТВ7-117СМ

Крейсерская скорость – 500 км/ч

Практическая дальность – 4700 км

Дальность полета с максимальной загрузкой – 1500 км

Ёмкость баков – 8,36 т

Потолок – 7500-8000 м

Длина разбега – 1100 м

Пробег – 900 м

Разбег – 1400м

Удельный расход топлива: 20,8 г/пас/км

Часовой расход топлива – 0,59 т

Вместимость пассажиров – 64 чел

Ширина салона – 2,28 м

Количество груза – 7 т

Членов экипажа – 2 чел

самолет Ил 114 фото - 05

Плюсы и минусы Ил 114

А теперь давайте поговорим о том, насколько самолет устарел и нужна ли эта машина России.

самолет Ил 114 фото - 06

Специалисты говорят о том, что на мировом рынке Ил 114 (напомню – турбовинтовой) может реально конкурировать в коммерческом сегменте ближнемагистральных самолетов с нынешними лидерами рынка:

  • канадской Bombardier;
  • бразильской Embraer;
  • франко-итальянским ATR;
  • японской Mitsubishi, которая совсем недавно вывела на рынок самолет Regional Jet.

Не факт, что в сложившейся политической обстановке нашу машину пустят на рынки Северной Америки или Европы. Однако, земной шар несколько больше, чем «цивилизованный мир».

А «плюсики» у нашего  «устаревшего» самолета есть. Это цена, что очень существенно. А ещё – экономичность. Наши самолеты всегда ругали за прожорливость. Ил 114 со своими 590 кг/час топлива не просто лидер. Он лидер вне конкуренции. Франко-итальянец «кушает» 800 кг/час, а канадец – 2600 кг/час.

А ещё посадка/взлет на грунт, автономность от наземного электропитания, встроенные трапы и ещё много приятных для потребителя мелочей. И как самый большой плюс – перспективный и качественный планер, который очень много лет будет летать без существенных переделок.

Есть и минусы – для производства самолета нужны деньги. А в условиях сложной экономической ситуации в стране самолет может не найти своего покупателя в коммерческом сегменте.

Нужен ли Ил 114 России?

самолет Ил 114 фото - 07

Это самый главный вопрос. Я считаю, что нужен. Санкции будут и будут ещё долго. Это раз. Мирного сосуществования с «развитыми странами» не будет ещё очень долго. А когда мы помиримся, будет ли такой мир поводом для того, чтобы отказаться от собственной авиации. СССР был серьезным игроком на этом рынке, а Россия много лет свои позиции сливала. Повторять ошибки совсем не стоит.

Сделаем первый шаг, потом будет второй и третий. А без Ил 114, как будем шагать в этом сегменте? Купим у закадычных друзей? А если они откажутся продавать? Пересядем на телеги и будем вспоминать о том, что и мы были авиационной державой. Так и будет.

И что важно сегодня – эти самолеты уже нужны армии. Как противолодочный самолет, как самолет береговой охраны, как самолет-спасатель. Армия плохого закупать не будет.

Рынок – это конечно хорошо. Однако, жизнь показала, что если мы хотим иметь свою страну, мы должны иметь свою промышленность. Хотим авиацию – нужно делать свои самолеты. И эти самолеты будут лучше зарубежных, если мы будем выпускать в небо свою авиацию, будем совершенствовать, будем разрабатывать новые модели.

И в такой ситуации Ил 114 – это очень нужный стране самолет. К 2030 году в небе должно быть не менее 100 единиц Ил 114. И я очень надеюсь, что мне доведется на этой машине, с большим удовольствием и достойным комфортом, переместиться из пункта А в пункт Б.

Обсуждение: 2 комментария
  1. валерий кренев:

    ЭТО ТО, ЧТО НАДО,наболело,натерпелось-не хватает для социальной жизни ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ! Необходимо-не применно воспользоваться—это НАШ УРОВЕНЬ достижений (пусть не передовой).
    Где быть спокойным,не зависимым и сберегающим жизнь перевозимых
    пассажиров-всё в едином руководстве Государства! Но как не допустить
    коммерческих деятелей—БОЛЬШАЯ проблема? Сергей Петрович Капица
    выдал- резюме об авиации= это технический прогресс,значительный скачок достижений-,требующий больших затрат—но ЗАРАБАТЫВАТЬ
    деньги с помощью ав иации-НЕЛЬЗЯ! Вот и падают авиалайнеры по коммерческой причине (большая их часть),Где анализ АВИАПРОКУРАТУРЫ -не простых по уголовным,а компетентных!

    Ответить
    1. admin:

      Спасибо за комментарий! Однако, не могу согласиться со всем написанным. Передовой или не передовой уровень — это зависит от критериев оценки. Спорткар будет всегда «передовее» маршрутки. А если самолёты не создавать, то вообще никакого уровня не будет. Так лучше? Мы вообще не строим самолёты, а потому можем называть себя передовиками. Гражданская авиация не может быть убыточной. Другой вопрос, что деньги нельзя зарабатывать любой ценой. В т.ч. и ценой жизней. Государство всё свело даже не к формальным проверкам, а к бизнесу для отдельных чиновников. А реальной ответственности нет. Отсюда и проблема.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *