Советский лёгкий танк Т-26

лёгкий танк Т-26 - 01

Т-26РТ с конической башней

История танка Т-26 – это больше, чем просто история бронированной боевой машины. Это история появления в СССР танковой конструкторской школы и история создания в Стране Советов серийного производства танков.

 

История появления лёгкого танка Т-26

 

лёгкий танк Т-26 - 02

Т-26 образца 1933 года

 

К началу тридцатых годов прошлого века РККА имела танковый парк, который был укомплектован лёгкими танками непосредственной поддержи пехоты Т-18 (или МС – 1) отечественного производства и разнотипными бронированными машинами французского и английского производства. Однако, руководство партии и армии осознавало, что Т – 18 (глубоко модернизированный французский танк FT – 17) – это морально устаревшая машина.

В конце 1929 года коллегией ГУВП был сделан неутешительный вывод о том, что в стране практически отсутствует промышленная база для серийного производства танков, а у советских конструкторов нет опыта для того, чтобы в короткие сроки можно было создать современную бронированную машину.

5 декабря 1929 года комиссия под председательством Г. Орджоникидзе было принято непростое решение изучить зарубежный опыт в области танкостроения. Результатом этого решения стало создание рабочей группы, которая изучила немецкие танки, танки США и стран Европы.

В 1930 году закупочная комиссия, которую возглавили И. Халепский и начальник инженерно-конструкторского бюро по танкам С. Гинзбург, направилась в Великобританию, которая в начале тридцатых годов считалась лидером по разработке и производству бронетехники. Комиссия остановила свой выбор на лёгких танках Mk.E или «6-тонных», фирмы «Виккерс – Армстронг». Эти машины активно предлагались на экспорт и советские представители решили закупить по одной машине различных модификаций.

Однако, англичане отказались продавать по одной единице бронетехники, да ещё и с документацией. Пришлось согласиться на покупку малой партии за 42 тысячи рублей, но с полным комплектом документации.

У англичан было две модефикации:

  • Модель А с двумя одноместными башнями, с 7,7-мм пулемётами «Виккерс»;
  • Модель В с двухместной башней в которой была установлена 37-мм короткоствольная пушка и 7,7-мм пулемёт «Виккерс».

 

лёгкий танк Т-26 - 03

Модель А с двумя одноместными башнями, с 7,7-мм пулемётами «Виккерс»

лёгкий танк Т-26 - 04

Модель В с двухместной башней в которой была установлена 37-мм короткоствольная пушка и 7,7-мм пулемёт «Виккерс»

 

Советская делегация остановила свой выбор на двухбашенном танке, который в СССР получил индекс В-26.

Танки для СССР собирались на заводах «Виккерс-Армстронг» с участием советских специалистов, которые принимали активное участие в сборке машин и изучали технологию производства машины. В конце октября 1930 года в СССР был отправлен первый танк, а до конца тридцатого года были отправлены ещё три машины.

В Союзе все машины были переданы «Специальной комиссии по новым танкам РККА», которой руководил С. Гинзбург. Более месяца танки испытывали в районе Поклонной горы и члены комиссии оценили В-26, как машину удовлетворительную. И не более того. Однако, в январе 1931 года комиссия представила закупленные танки высшему командованию РККА – английские танки были  приняты с восторгом и К. Ворошилов потребовал от Гинзбурга решить в срочном порядке вопрос о серийном производстве танка В-26, с представлением Наркомвоенмору списка преимуществ и недостатков машины.

26 января 1931 года стало известно, что Польша закупает большую партию танков «Виккерс Mk.E», что даст вооруженным силам этой страны солидное преимущество перед РККА и может спровоцировать поляков на военные действия.

13 февраля 1931 года РВС РККА принял решение принять танки В-26 на вооружение в существующем виде с присвоением им индекса Т-26.

 

Серийное производство и модернизация танка Т-26

 

лёгкий танк Т-26 - 05

Т-26 двухбашенный пулемётный

 

В августе 1931 года было изготовлено 15 танков Т-26. Но, танки отказывались двигаться своим ходом и больше месяца ушло на то, чтобы заставить работать двигатели новых машин. До конца 1931 года удалось изготовить 120 танков, которые были такого низкого качества, что армия отказалась их принимать. Двигатели работали неустойчиво, часть танков была изготовлена из простой стали (броневой стали просто не оказалось) и т.д., и т.п.

Из-за спешки не была отработана технология производства, отсутствовали специалисты и оборудование. А ещё Комитет обороны запретил вносить изменения в конструкцию танков. В результате заводы производили огромное количество брака, план выпуска Т-26 регулярно срывался.

В феврале 1932 года Комитет Обороны пошёл навстречу конструкторам и заводам, и разрешил вносить изменения в конструкцию. На танках появились новые башни, двигатель отодвинули ближе к корме, что позволило обеспечить его устойчивую работу, разработали новые, и более практичные, масляные и топливные баки, решётку воздуховода, которая защищала двигатель от попадания на него (и в него) дождя и снега.

С 1932 года начали изготавливать сварные корпуса и башни. Впрочем, изготавливали как цельноклёпанные и цельносварные корпуса и башни, так и машины со смешанной конструкцией. Уже в сентябре 1932 года усилили бронезащиту Т-26 путём замены 13-мм бронелистов на 15-мм.

Завод параллельно выпускал два варианта Т-26:

  • с пулемётным вооружением;
  • с пулемётно-пушечным вооружением, которое состояло из 37-мм пушки в правой башне и 7,62-мм пулемётом ДТ-29 в левой.

Конструкторы за время работы над танком перебрали большое количество пулемётов и пушек, которые могли быть установлены в башнях танка.

26 октября 1932 года, для «лучшей организации танкового производства», приказом «Наркомтяжпрома» был создан трест специализированного машиностроения в составе нескольких заводов. Был снижен план выпуска танков с одновременным обязательным повышением качества выпускаемой продукции.

Но, тут «появился» однобашенный танк Т-26, который начал вытеснять в производстве двухбашенные. Кроме того поступил заказ на производство огнемётно-химических танков.

 

Однобашенный танк т-26

 

лёгкий танк Т-26 - 06

Однобашенный Т-26 с клёпаным корпусом и башней первого образца, узкой нишей

 

Для серийного производства в Великобритании был закуплен двухбашенный пулемётный танк, но сразу же после возвращения с завода «Виккерс-Армстронг» С. Гинзбург настоял на выделении финансирования для создания «танка-истребителя», который был бы вооружен 37-мм пушкой большой мощности для борьбы с бронированными целями.

Изначально предполагалось установить на корпус танка Mk.E коническую башню от советского экспериментального танка Т-19. Однако, работы над однобашенным пушечным танком удалось организовать лишь в 1932 году. Собрать удачную башню из криволинейных бронелистов не удалось – советская промышленность ещё не обладала требуемыми технологиями. На Ижорском заводе собрали цилиндрическую башню – аналогичные башни изготавливались для танка БТ-2. На испытания были представлены башни сварная и клёпанная. Комиссия выбрала клёпаную башню с обязательным добавлением в кормовой части ниши. В нишу предполагалась установить радиостанцию.

Параллельно с работами над башней велись работы над вооружением танка. Изначально на Т-26 планировалось установить 37-мм пушку Б-3. Прошли успешные испытания новой башни с пушкой Б-3, но тут появилась весьма удачная 45-мм пушка, которая имела достойную бронепробиваемость и очень эффективный осколочный снаряд, что позволяло использовать танк не только в роли танка-истребителя, но и танка для сопровождения пехоты. Т.е. можно было отказаться от производства двухбашенного пулемётного танка, поскольку появлялась универсальная машина, которая могла решать на поле боя весь комплекс задач.

К началу 1933 года в КБ завода № 174 была разработана спаренная установка 45-мм пушки и 7,62-мм пулемёта ДТ. Впрочем, в ходе испытаний была выявлена проблема – отказывала полуавтоматика заряжания орудия, что существенно снижало скорострельность.

КБ завода № 174 была разработана башня клёпано-сварной конструкции с развитой нишей овальной формы.

С декабря 1932 года было начато производство однобашенных пушечных танков Т-26. В ходе производства новой машины конструкторы доработали полуавтоматику пушки, что позволило снизить количество отказов механизма до 2 %.

Ещё одной серьезной проблемой стал двигатель, мощность которого составляло, на тот момент, 85 – 88 л. с. Поскольку масса танка выросла на 1 тонну, мощность двигателя оказалась недостаточной.

лёгкий танк Т-26 - 07

-Т-26 образца 1933 года

 

Англичане предложили свой двигатель мощностью 100 л. с., однако советские конструкторы решили создать свой агрегат. В май 1933 года для Т-26 был создан двигатель мощностью 92 л. с. Активно велись работы над созданием карбюраторного двигателя мощностью 200 л. с. и дизельного двигателя мощностью 95 л. с.

В 1934 году, для снижения концентрации углекислого газа в боевом отделении, в правой стороне башни был установлен вентилятор.

В середине 1935 года был окончательно решён вопрос с производством сварных корпусов, что существенно удешевило производство. А сварная маска орудия была заменена на более прочную и дешёвую в производстве штампованную. В моторном отделении установили дополнительный топливный бак, что позволило существенно увеличить запас хода танка.

В целом был введён целый ряд изменений, которые существенно снизили себестоимость производства танков и повысили эксплуатационную надёжность.

В конце 1935 года на башне танка появилась шкворневая зенитная пулемётная установка, однако военные новшества, в тот период, не оценили и танки с зенитным пулемётом практически не выпускались. Кроме того с 1935 года на танках Т-26, на каждой пятой машине, устанавливались две закреплённые на маске орудия фары-прожектора для ведения боевых действий в ночное время.

 

Модификации танка Т-26

 

лёгкий танк Т-26 - 08

ХТ-26 – огнемётный танк с одной малой башней

 

  • Т-26 образец 1931 года. Это линейный двухбашенный танк с пулемётным вооружением;
  • Т-26 образец 1932 года. Это линейный двухбашенный танк с пушечно-пулемётным вооружением(37-мм пушка в одной башне и 7,62-мм пулемётом в другой);
  • Т-26 образец 1933 года. Это линейный однобашенный танк с цилиндрической башней, 45-мм пушкой и спаренным пулемётом. Это самый массовый танк из серии Т-26;
  • Т-26 образец 1938 года. Линейный однобашенный танк с пушечным вооружением в конической башне. Корпус танка сварной;
  • Т-26 образец 1939 года. Модернизированный танк 1938 года с усиленным бронированием, улучшенной конической башней и подбашенной коробкой с наклонными стенками;
  • Т-26РТ – однобашенный пушечный танк с радиостанцией;
  • Т-26ТУ (Т-26 ТУ-132) – танк управления в телемеханической группе;
  • Т-26 ТТ (Т-26 ТТ-131) – телетанк в телемеханической группе;
  • Т-26А  — танк артиллерийской поддержки с более просторной башней Т-26-4 и короткоствольной 76-мм танковой пушкой;
  • ХТ-26 – огнемётный танк с одной малой башней;
  • ХТ-130 – огнемётный танк в котором огнемёт установлен в цилиндрической башне вместо пушки;
  • ХТ-133 – огнемётный танк с конической башней;
  • ХТ-134 – огнемётный танк вооруженный 45-мм пушкой и огнемётной установкой в корпусе машины.

 

Конструкция танка Т-26

 

лёгкий танк Т-26 - 09

Танк Т-26, разрез

А — моторное отделение;

Б — боевое отделение;

В — отделение управления;

  1. — броневой корпус;
  2. — башня;
  3. — двигатель;
  4. — коробка перемены передач;
  5. — бортовой фрикцион;
  6. — тормоза;
  7. — бортовая передача (за броневым листом);
  8. — ходовая часть;
  9. — перегородка, отделяющая боевое отделение от моторного;
  10. — броневые жалюзи над масляным радиатором;
  11. — воздушный колпак;
  12. — 45-мм пушка 20К;
  13. — аккумуляторная батарея;
  14. — откидной лобовой щиток водителя;
  15. — опорные катки;
  16. — тележка подвески;
  17. — глушитель.

 

лёгкий танк Т-26 - 10

Башня Т-26 обр. 1933 г. Видны казённая часть 45-мм пушки и её механизмы наводки также спаренный с пушкой ДТ-29. Слева от орудия виден прицел ТОП, панорамный прицел ПТ-1 демонтирован

 

 

Тактико-технические характеристики танков Т-26 образца 1939 года

 

лёгкий танк Т-26 - 11

Танк Т-26РТ образца 1939 года

 

Экипаж, чел:  3

Боевая масса, т:  10, 25

Длина, м:  4,62

Ширина, м:  2,44

Высота, м:  2,33

 

БРОНИРОВАНИЕ, мм

Лоб корпуса                       15

Борта и корма корпуса   15

Лоб башни                         15

Борта и корма башни     15

Крыша                                  10

Днище                                   6

 

ВООРУЖЕНИЕ:

45-мм пушка 20-К

7,62-мм пулемёт ДТ – 1 шт.

 

БОЕКОМПЛЕКТ:

185 – 186 выстрелов

3 528 патронов

 

Двигатель: бензиновый 4-х цилиндровый 95 л. с.

Максимальная скорость по шоссе, км/ч — 30

Средняя скорость по просёлку, км/ч  — 18

Запас хода по шоссе, км  — 200-225

Запас хода по просёлку, км  — 150-170

 

лёгкий танк Т-26 - 12

Танк Т-26РТ образца 1939 года

 

Боевое применение танков Т-26

 

лёгкий танк Т-26 - 13

Танк Т-26РТ образца 1933 года

 

Про боевое применение танков Т-26 сегодня написано достаточно много и мне просто не хочется повторяться, по той причине, что в этих боях я не участвовал и ничего к уже написанному добавить не могу. А придумывать не хочу.

Есть у меня желание сделать анализ этого боевого применения.

Во время боёв в Испании танки показали себя, в целом, хорошо. На том поле боя у них просто не было соперников – немецкие и итальянские машины по всем параметрам проигрывали советским Т-26. Но уже в Испании стало понятно, что у этого танка крайне слабая броня и с появлением на поле боя противотанковой артиллерии (даже малокалиберной) все преимущества советского танка заканчиваются.

Бои на озере Хасан, на реке Халхин-Гол и в Финляндии только доказали необходимость иметь в строю танки  с противоснарядной броней. Лёгкие танки нельзя применять для прорыва подготовленной обороны противника. Выучка и героизм танковых экипажей не спасают эти экипажи от бронебойных снарядов и даже от бронебойных пуль крупного калибра.

К началу Великой Отечественной войны в РККА было более 8 500 танков Т-26. Можно говорить о том, что на 22 июня 1941 года эти машины устарели и не соответствовали реалиям начавшейся войны. Однако, Т-26 достаточно успешно воевали с лёгкими танками Вермахта. Но, время Т-26 уже прошло. Прошло достаточно быстро по той простой причине, что танкостроение в тот период шло вперёд просто семимильными шагами и лёгкие танки должны были уйти с поля боя в историю танкостроения.

Танк-26 в середине тридцатых годов был, без всякого преувеличения, одним из лучших лёгких танков в мире. И, что очень важно, этот танк позволил создать в СССР танковую промышленность и конструкторскую школу.

Безусловно, если бы не было этого танка, то был бы другой. Но, был лёгкий танк Т-26.

 

лёгкий танк Т-26 - 14

Танк Т-26 образца 1933 года

лёгкий танк Т-26 - 15

Танк Т-26 образца 1933 года

лёгкий танк Т-26 - 16

Танк Т-26 образца 1933 года

лёгкий танк Т-26 - 17

Танк Т-26 образца 1933 года

лёгкий танк Т-26 - 18

Танк Т-26 образца 1933 года

лёгкий танк Т-26 - 19

Танк Т-26 образца 1933 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *