Первый «летающий» советский лёгкий танк БТ-2

танк БТ-2 - 01

Огромная скорость, стремительные повороты, прыжки с одного на другой берег реки – этим первые советские танки БТ-2 покорили сердца не только изумлённых граждан, но и лихих кавалеристов, которые долгое время относились к танкам и танкистам с некоторым пренебрежением.

Танки серии БТ (быстроходный танк) на долгие годы стали гордостью и даже олицетворением советских танковых войск и новой советской танковой промышленности.  Танк БТ-2 и был родоначальником этой легендарной серии стремительных «летающих» русских танков.

 

История создания танка БТ-2

 

танк БТ-2 - 02

 

В июле 1929 года на заседании Реввоенсовета СССР была утверждена «Система танко-транспортного и автоброневого вооружения РККА». Эта «Система» утверждала организацию бронетанковых вооружений СССР, классификацию танков и их функции в соответствии с этой классификацией.

Танки подразделялись на:

  • танки разведывательные – недорогие быстрые, вездеходные, желательно плавающие машины (танки и танкетки);
  • общевойсковые танки – это основной танк РККА;
  • оперативные танки – это танки прорыва, которые не участвуют в борьбе с вражескими танками и противотанковой артиллерией, а вводятся в организованные основными танками бреши в боевых порядках противника, и с десантом на броне развивают наступление и перерезают внутренние коммуникации врага;
  • танки качественного усиления ТРГК (танков резерва главного командования) – это мощные средние танки, которые имеют мощное вооружение;
  • мощные танки особого назначения – это тяжёлые танки прорыва, которые могут выдерживать огонь противотанковой артиллерии противника и имеют мощное артиллерийское вооружение.

Система только утвердила очевидный факт – в СССР нет таков, которые бы соответствовали принятым требованиям и утверждённой классификации. А это означало, что предстоит с ноля построить современную танковую отрасль, отобрать и подготовить специалистов для работы в КБ и на производстве. И всю эту работу необходимо провести в самые сжатые сроки.

В ноябре 1929 года было создано «Управление  по моторизации и механизации РККА» под руководством комкора И.А. Халепского, который продвигал идею ускорения производства бронетехники в СССР путём приобретения лицензий на производство новейших бронемашин за рубежом. Халепский считал, что такой «допинг» позволит советской промышленности быстро устранить имеющееся отставание от передовых стран Европы и Америки в области танкостроения.

6 декабря 1929 года по распоряжению Серго Орджоникидзе, который в то время возглавлял Наркомтяжпром, были выделены денежные средства для приобретения иностранных танков. Через 24 дня закупочная комиссия отправилась в США и начала переговоры с изобретателем и бизнесменом Джоном Уолтером Кристи о покупке нескольких танков М1931, которые были разработаны и производились на фирме Кристи, с последующим лицензированием производства в СССР.

М1931 можно было село назвать передовой машиной своего времени: плотная компоновка агрегатов, уникальная подвеска, использование сварки в операциях по сборке кузова, поперечно расположенный двигатель. Танк Кристи мог передвигаться как на гусеницах, так и на колёсах. Предполагалось, что по шоссе (до поля боя) машина будет двигаться на колёсах, а на поле боя – на гусеницах. Такое решение значительно увеличивало ресурс службы танка.

 

танк БТ-2 - 03

Конструктор Кристи на своем танке

А ещё, М1931 был, на тот период, самым быстрым танком в мире:

  • скорость движения на колёсах – 70 км/ч;
  • скорость движения на гусеницах – 45 км/ч.

Впрочем, члены комиссии отмечали, что танк Кристи не совсем соответствует требованием «Системы танко-транспортного и автоброневого вооружения РККА» и «оперативным танком» быть не может ввиду слабости вооружения. Однако, по данным советской разведки к танку Кристи проявила интерес Польская армия – поляки уже подписали договор на поставку 1 танка и на покупку лицензии на производство танков М1931 в Польше. И даже авансировали производство этого одного танка в размере 50 % от стоимости машины.

Поскольку командование РККА рассматривало Польшу как основного и наиболее вероятного противника в возможной войне, то действовать следовало быстро и решительно – нельзя было допустить того, чтобы на вооружении польской армии появился самый скоростной в мире танк.

Кристи не любил СССР, но страстно любил деньги. Конструктору заплатили 100 % стоимости — 60 000 долларов за два танка М1931, купили на 4 000 долларов запасных частей к танку и обязались заплатить ещё 100 000 долларов за эксклюзивное право выпускать танки в СССР в ближайшие 10 лет, с условием, что Кристи прибудет в СССР и лично окажет помощь в налаживании серийного производства танка.

24 декабря 1930 года два танка Кристи отправились в Советский Союз. Танки были не полностью укомплектованы. Дело в том, что в 1930 году между СССР и США не было дипломатических отношений, был запрет на вывоз вооружения, новейшего оборудования и технологий. В общем, санкции. С целью преодоления санкций в Нью-Йорке работало акционерное общество Amtorg Trading Corporation, которое было зарегистрировано на граждан США, а фактически принадлежало СССР и занималось закупками в Америке новейших технологий, оборудования и т.п.

В СССР танки М1931 поступили без башен. Уже в СССР выяснилось, что американцы поступили некрасиво – документация оказалась неполной. Кристи отказался представить полный комплект, СССР снизил размер выплат за лицензию на 25 000 долларов. Впрочем, это было уже не так важно – внешняя разведка СССР сумела «добыть» все необходимые документы и чертежи через одного из ближайших помощников Кристи. На этом совместная деятельность фирмы Кристи и СССР закончилась навсегда.

В мае 1930 года была сформирована первая в СССР механизированная бригада, в состав которой вошли два танковых батальона, разведбатальон, артдивизион и специальные подразделения. Бригаду укомплектовали танками «МС-1», бронеавтомобилями «БА-27», автомобилями и тракторами отечественного производства. Это было первое не только в СССР, но и в мире соединение такого типа. Вот только танки «МС-1» уже явно не соответствовали стоящим перед бригадой задачам. По этой причине нужно было в срочном порядке наладить серийное производство новых современных танков.

Одни из поступивших в СССР танков Кристи был разобран для углублённого изучения специалистами, а второй был отправлен на полигонные испытания – поскольку у танка отсутствовала башня, то на корпусе машины закрепили балласт весом в 800 кг. Эту машину показали высшему командованию РККА, которое танк, в целом, одобрило.

 

танк БТ-2 - 04

Колесно-гусеничный танк БТ на заводских испытаниях, без вооружения

 

По результатам испытаний был составлен отчёт в соответствии с которым конструкторы получили задание на устранение целого ряда выявленных недостатков. Из отчёта следовало, что скопировать танк, как это планировалось изначально, не получится – выявленные недостатки оказались существенными и требовали внесения изменений в конструкцию танка. А башню с артиллерийским вооружением нужно было создать. Для доработки танка было создано КЬ под руководством выдающегося инженера Николая Михайловича Тоскина. А серийное производства танка было решено организовать на ХПЗ (Харьковском паровозостроительном заводе).

Серийное производство танков БТ-2 (именно так назвали усовершенствованный в СССР американский танк М19131) началось в 1932 году. Впрочем, изначально это было не производство, а мука: не хватало и просто не было нужных станков, отсутствовали специалисты для работы на имеющихся станках, промышленность ещё не освоила выпуск качественной брони, возникли сложность с формированием из брони башен и корпусов.

Не удавалось изготовить качественный двигатель М-5 и производство двигателя было прекращено – на новые танки устанавливали авиационные двигатели, которые выработали свой ресурс в авиации. А ещё в США закупили партию устаревшего двигателя «Либерти».

37-мм орудие Б-3 не поступало на завод в необходимых объёмах – его серийное производство только наладили и там тоже были проблемы.

Героический, без преувеличения, труд конструкторов, инженеров и рабочих, в конце концов, сделал производства танка БТ-2 серийным.  Объём выпуска машин рос от месяца к месяцу, повышалось качество производства. В 1932 году на ХПЗ собрали 396 танков, в

1933 – 224 танка. Могли бы и больше, но в середине 1933 года в серию пошла новая боевая машина БТ-5, а БТ-2 был снят с серийного производства.

 

Конструкция лёгкого танка БТ-2

 

танк БТ-2 - 05

 

БТ-2, без всякого преувеличения, был уникальным танком. Начнём с просто невероятной удельной мощности в 35,4 лошадиных сил на тонну. А ещё просто огромная скорость хода, которая достигала 70 км/ч по шоссе на колёсном ходу и 45 км/ч по грунту. Особое внимание следует обратить на подвеску конструкции Кристи. Именно эта очень удачная подвеска стала основой для последующего проектирования танков в СССР – от всей серии БТ до легендарного Т-34.

БТ-2 – это лёгкий однобашенный танк классической компоновки, колёсно-гусеничный, с пулемётно-пушечным вооружением и противопульной бронёй. Танк состоял из 4 отделений:

  • управления;
  • боевое;
  • силовое;
  • трансмиссионное.

 

танк БТ-2 - 06

 

 

В силовое отделение можно было попасть из боевого отделения через специальные дверцы (шиберы), которые были устроены в перегородке между отделениями.  Силовое отделение от трансмиссионного так же было отделено перегородкой, в которой был устроен вырез для вентилятора.

Броневая защита из катаных броневых листов, которые крепились с помощью заклёпок,  – противопульная, обеспечивающая защиту машины и экипажа от пуль стрелкового оружия, осколков снарядов и мин среднего и малого калибра. Толщина брони:

  • лоб, башня и борта корпуса – 13 мм;
  • корма – 10 мм;
  • днище – 6 мм.

Корпус танка был одновременно и каркасом, на котором крепились все механизмы машины и вооружение.

Корпус коробчатой формы. Для того, чтобы можно было повернуть передние управляемые колёса переднюю часть корпуса сузили с боков. Носовая часть машины представляла собой стальную отливку, к которой приклёпывались и приваривались броневые листы днища, лобовые листы.

Башня танка цилиндрической формы, клёпаная со скошенной передней частью.

Экипаж танка – это 2 или 3 человека. Для танков только с пулемётным вооружением – 2 человека (мехвод и командир (он же и стрелок)), для пушечно-пулемётных танков – 3 человека (мехвод, командир (он же и наводчик) и заряжающий-пулемётчик). Для посадки/высадки экипажа имелось, на всех машинах, два люка:

  • люк мехвода;
  • люк в крыше башни.

Силовая установка БТ-2 – это 12-цилиндровый авиационный карбюраторный четырехтактный V-образный двигатель с жидким охлаждением марки «Либерти» или производимый в СССР аналог «Либерти» двигатель М-5-400, мощностью 400 лошадиных сил при 1 650 об/мин. Пуск двигателя осуществлялся двумя электрическими стартерами (по 1,3 л.с. каждый) или с помощью заводной рукоятки, т.е. вручную.

Трансмиссия механическая: многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по стали), 4-х ступенчатая КПП (четыре скорости вперёд и одна назад), два одноступенчатых бортовых редуктора и два многодисковых бортовых фрикциона с ленточными тормозами, двух шестеренчатых редукторов (гитар) привода к задним опорным каткам, которые были ведущими при движении танка на колёсах.

Подвеска БТ-2 индивидуальная пружинная или «свечная».

 

танк БТ-2 - 07

 

Танк мог передвигаться как на колёсах, так и на гусеницах. Ходовая часть состояла из пары передних направляющих колёс (диаметр 550 мм) и пары ведущих колёс (диаметр 640 мм), между которыми располагались четыре пары сдвоенных опорных катков (диаметр 815 мм) с резиновыми бандажами.

Каждая танковая гусеница «набиралась» из 46 траков (половина траков плоская, а вторая половина с одним гребнем) шириной 263 мм. Экипаж танка переводил БТ-2 с хода гусеничного на ход колёсный за 30-40 минут. Каждая гусеница разделялась на 4 части и укладывалась на надгусеничную полку и закреплялась ремнями в трех местах.

Пушечно-пулемётные танки вооружались 37-мм пушкой Б-3 с клиновым затвором. В августе 1930 года через подставную фирму «Бютаст» в Германии (Германия не продавала в СССР оборудование, технологии и тем более новейшее вооружение) было приобретено у компании «Рейнметалл»  несколько артиллерийских систем, в т.ч. и новейшая противотанковая пушка 3.7смРаК35/36, которая была досконально изучена советскими специалистами. В результате в СССР, на подмосковном заводе № 8 имени Калинина, было налажено серийное производство 37-мм противотанковой пушки 1-К. На базе 1-К было создано танковое орудие Б-3.

Установленная на БТ-2 пушка позволяла поражать цели на дальности до 2 км с боевой скорострельностью 12-15 выстрелов в минуту. Бронебойный снаряд пушки Б-3 пробивал 13-мм броню (по нормали) на дальности до 1 500 метров.

Орудие в горизонтальной плоскости наводилось с помощью плечевого упора.

Кроме пушки на БТ-2 устанавливался 7,62-мм пулемёт ДТ в отдельной шаровой опоре справа от башни.

Боекомплект танка:

  • 92 снаряда для пушки;
  • 2 709 патронов в дисках (43 диска по 63 патрона).

Башня в горизонтальной плоскости поворачивалась с помощью ручного привода через планетарный механизм.

Впрочем, из-за сложностей, которые возникли в процессе налаживания серийного производства БТ-2 не все танки получили комбинированное пушечно-пулемётное вооружение. Из-за проблем с поставками вооружения было изготовлено 148 танков с комбинированным вооружением, 60 – только с 37-мм пушкой, 412 —  только с пулемётным вооружением. При этом на пулемётные танки вместо пушки устанавливали спаренную установку из 2-х пулемётов 7,62-мм ДТ (установка получила наименование ДА) и стандартный пулемёт ДТ справа (в последующем эти пулемёты были демонтированы с установкой на место пулемёта броневой заглушки).

Радиостанции на танки не устанавливались – связь между машинами поддерживали с помощью флажковой сигнализации. Для внутренней связи между членами экипажа предполагалось использование световой сигнализации.

 

Эксплуатация в войсках и боевое применение БТ-2

 

Первые танки БТ-2 РККА приняла, как машины учебные. И нужно сказать, что процесс освоения машин войсками шёл очень тяжело. Тут сказалось и низкое качество первых танков (процесс серийного производства танков только запускался) и низкая техническая грамотность танковых экипажей – создавалась не только промышленность, но и сами танковые войска, которые не могут появиться на пустом месте. Кроме того в частях испытывали постоянный дефицит запасных частей.

Впрочем, танкистам сразу понравились «лихие» танки, которые имели впечатляющую динамику и серьезную огневую мощь. Особенно нравилась танкистам «прыгучесть» БТ-2 – при хорошем разгоне с небольшим трамплином машина могла преодолеть препятствие (ров, реку, овраги) шириной до 40 метров.

Боевое крещение Бт-2 приняли на реке Халхин-Гол. В 11-й легкотанковой бригаде, которая без поддержки пехоты атаковала высоту Баин-Цаган было достаточно много танков БТ-2. С марша, без отдыха и подготовки, бригада бросилась в лобовую атаку. Было потеряно более половины машин (46 безвозвратно) бригады, но японские части были буквально разгромлены и их остатки в панике отступили. Нужно сказать, что такой лобовой удар был не прихотью командования, а жёсткой необходимостью, когда промедление грозило военной катастрофой.

Участвовали танки БТ-2 в Польской компании 1939 года и в Советско-финской войне 39-40-хх годов. На 1 июнь 1941 года в РККА оставалось 580 танков БТ-2 и из них только 366 машин было на ходу. Эти танки, в основном, войсками использовались как учебные и были уже сильно изношены. С началом войны все машины поставили в строй. По некоторым данным часть БТ-2 «довоевала» аж до 1944 года, что просто поразительно.

До наших дней в полной сохранности не дожил   ни один танк БТ-2. Впрочем, есть машины восстановленные.

БТ-2, наряду с танком Т-26 – это начало советской танковой промышленности, советской танковой конструкторской школы и танковых войск страны.

 

Танк БТ-2. Галерея фото

 

танк БТ-2 - 08танк БТ-2 - 09танк БТ-2 - 10танк БТ-2 - 11танк БТ-2 - 12танк БТ-2 - 13

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *